ФИПИ опубликовал КИМ ГИА-2025. КИМ ОГЭ изменили
по всем предметам, кроме географии, истории и математики.
В 2025 году
изменили КИМ ОГЭ по всем предметам, кроме географии, истории и математики.
Составители усилили деятельностную составляющую
экзаменационных моделей. То есть при решении заданий выпускники должны
применять умения и навыки анализа различной информации, решать практические
задачи, давать развернутый ответ и уметь его аргументировать. Кроме того,
изменили критерии оценивания заданий по некоторым предметам. Это должно
повысить дифференцирующую способность конкретных заданий и экзаменационной
работы в целом.
Структура КИМ ЕГЭ по русскому языку осталась
прежней. Однако разработчики внесли корректировки в формулировки и систему
оценивания задания к сочинению-рассуждению на основе опорного текста –
задания 13.1, 13.2 и 13.3.
Во всех трех заданиях убрали требование
к примеру, который должен привести выпускник в подтверждение своих
рассуждений по тексту. Теперь выпускнику достаточно привести пример без
разделения на пример-иллюстрацию или пример-аргумент.
Сняли ограничение на способы обращения к
прочитанному тексту. Теперь экзаменуемый вправе использовать различные способы
работы с прочитанным текстом – привести цитату из текста, сослаться на номер
предложения или сжато пересказать отрывок.
Изменили формулировку задания 13.1 – цитату на
лингвистическую тему заменили вопросом. В задании 13.3 ограничили виды
примеров. Теперь можно опираться на примеры из прочитанного текста, но
нельзя — на комиксы, аниме, мангу, фанфики и видеоигры.
Изменили критерии оценивания развернутого текста.
Критерий «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения» переименовали в «Логичность речи». У критерия «Композиционная
стройность» скорректировали понятийное наполнение.
Оптимизировали систему оценивания грамотности
и фактической точности речи. Теперь грамотность и
фактическую точность речи на ОГЭ будут оценивать по аналогии с ЕГЭ.
За грамотность теперь можно получить больше
баллов, чем в прошлом году. Отсутствие ошибок каждого вида даст 3 балла, 1–2
ошибки оценят 2 баллами, 3–4 ошибки дадут 1 балл, за большее количество
ошибок выпускник получит 0 баллов.
Уменьшили с 10 до 8 количество баллов
расхождения между двумя экспертами для выхода работы на третью проверку. Максимальный первичный балл за
выполнение экзаменационной работы увеличили с 33 до
37.
Разработчики включили в кодификатор ОГЭ список источников, на который опирались при
составлении КИМ. В спецификации уточнили технологию использования
орфографического словаря. Словарь выпускнику должны предоставить на ППЭ,
пользоваться личным словарем запрещено.
А еще прописали требования к орфографическим
словарям, которые могут использоваться в рамках экзаменационной
процедуры. Словарь должен быть издан не ранее 2009 года, включать не менее
15000 слов и устанавливать их нормативное написание. Кроме того,
пособие может содержать список имён
и важнейшие орфографические правила.
В первой части изменили систему оценивания
по критерию К2 «Логичность, соблюдение
речевых и грамматических норм». Раньше, чтобы получить 1 балл по этому
критерию, можно было допустить не более 2 ошибок суммарно, при этом не более
одной каждого вида – логических, речевых, грамматических. Теперь допускается не
более 2 ошибок суммарно, а их вид не имеет значения.
Во второй части смягчили критерии оценки
«Соблюдение орфографических норм (К6)»
и «Соблюдение пунктуационных норм (К7)». Теперь получить по 1 баллу по
этим критериям можно, допустив до 4 ошибок каждого вида. Раньше допускались
лишь 1–2 ошибки.
Разработчики изменили структуру КИМ: сократили
количество заданий с 25 до 22. Одну из качественных задач перевели в форму
задания с кратким ответом.
Обновили задание 2 – теперь вместо
распознавания формул выпускнику нужно будет соотнести технические устройства и
физические явления. Раньше это задание было под номером 18. Удалили
одну из задач на объяснение физических процессов и свойств тел, теперь в
блоке «Решение задач» 4 задания вместо 5. Также сократили количество
расчетных задач. Теперь в качестве расчетной выпускник будет решать только одну
комбинированную задачу № 22.
Сократили объём текста физического содержания.
Теперь по нему нужно будет выполнить только одно задание под номером
18 вместо заданий 19 и 20 в КИМ прошлого
года.
Задачи № 20 и 21 дифференцировали по уровню
сложности. Причем, задачи в КИМ
могут базироваться на материале любого раздела физики – механические,
тепловые или электромагнитные явления.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы сократили с 45 до 39 баллов.
Разработчики исключили из
КИМ ЕГЭ задание 24. Общее число заданий сократили
с 24 до 23. Также сократили максимальный первичный балл с 40 до 38.
Задание 23 на выполнение химического эксперимента
видоизменили. Теперь выпускнику на экзамене нужно провести 4 опыта и
оформить результаты в таблицу. Задание оценят по двум критериям, в сумме
за которые можно получить максимум 5 баллов. В прошлом году за
правильное выполнение задания 23 ставили 4 балла. При этом, технику выполнения опытов оценивать не будут.
В задании 21 исключили составление сокращённого ионного уравнения
реакции. Теперь это умение будут проверять в задании 23.
В КИМ
ОГЭ по информатике задание увеличил количество заданий за счет разделения
одного задания из КИМ прошлого года на два разных. Теперь заданию 15
соответствует задание 15.1 из КИМ 2024, а заданию 16 –
задание 15.2. Таким образом, количество заданий в
работе увеличилось с 15 до 16, а задание 15 перестало быть альтернативным.
Максимальный первичный балл увеличили с 19 до 21 балла.
Структура и содержание КИМ ЕГЭ по биологии осталась
прежней. Снизили с 2 до 1 максимальный балл за выполнение задания 3.
Соответственно сократили максиальный первичный балл
за всю работу. В 2025 году выпускник сможет получить 47 баллов вместо 48.
Изменений в структуре и содержании КИМ по
обществознанию нет. Единственное – уточнили критерии
оценивания в заданиях 5 и 12.
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
Уточнены критерии оценивания ответов на задание 35 письменной
части и задание 3 устной части.